Славянские субкультуры
«Там русский дух, там Русью пахнет»
А.С.Пушкин
Славянские субкультуры объединяют под собой совокупность течений, которые выросли на почве верований и предпочтений дохристианских и ранних христианских времен. Проще говоря, существенную часть современных славняских субкультур составляют новые языческие культы и причастные к ним попытки реконструировать действительность того времени, включая виды активности, культы, внешний вид и так далее.
Появление современного язычества как субкультуры датируется концом восьмидесятых годов. Основной этап ее развития пришелся на девяностые года, хотя она продолжает совершенствоваться и по сей день. Это было связано с желанием жителей тогда еще существовавшего СССР докопаться до своих корней, и в результате, через православное христианство люди вновь возвращались к язычеству. Однако на сей раз подход не был однобоким – языческие верования славян исследовались как целостные представления, имеющие правиндоевропейские корни.
В язычество людей отнесло и то, что те времена для Руси были самыми, что ни на есть, счастливыми, их можно считать временами расцвета славянских народов. Отсюда и желание возродить былые традиции, вернуться к истокам.
Стимулирует развитие таких субкультур, а точнее сказать, культурных движений, в пределах которых формируются различные группы, огромное количество фактического материала. Например, эскизы татуировок, которые можно встретить у представителей этого направления, взяты не с потолка, а с рисунков на предметах быта, найденных во время раскопок скифских поселений или более поздних народов. Многие еще советские ученые посвятили свои труды как раз реконструкции культуры Древней Руси; этими трудами сейчас с большим восторгом пользуются неоязычники, внося, впрочем, и свои коррективы.
Согласно идеологии славянских субкультур человек является равным другим элементом природы, который не имеет права попирать ее, но с другой стороны, не является изгнанником мироздания. В отличие от христианских верований, неоязычество говорит о людях, как о божьих детях, подчеркивая божественное происхождение человеческого рода. В семейных отношениях наблюдается возврат к архаичным идеалам. Особое ударение делается на воспитании потомков, которые проходят путь к взрослой жизни через серию инициаций. Неоязычники – люди глубоко образованные, они стараются максимально изучить материал, прежде чем назвать себя приверженцами той или иной культуры. В быту наряду с оберегами присутствуют напоминания о происхождении славян, но это не вынуждает новых язычников переселяться срубы, наподобие некоторых натуристов или представителей других субкультур.
Неоязычество не всегда выражено политеизмом или пантеизмом. Например, инглииты - одно из самых известных движений этой культуры, даже получившее статус церкви, проповедует монотеизм, т.е. происхождение всего мира и управление им богом Сварогом.
Представители славянских субкультур, по сути, не являются оторванными от внешнего мира. Они могут принимать участие в социальных событиях наравне с положенными им обрядами. Объединяет их, кроме мировоззрения, еще и вполне современная тенденция борьбы против коррупции и коммерциализации всего окружающего, социальная опека над теми, кому она нужна. Новые язычники образуют собственные фонды и организации, которые уже распространены по всей территории бывшей Руси.
Особого течения неоязыческой музыки пока не существует. Однако сюда относятся обрядовые мелодии и тексты, молитвы и тексты-обереги. Песня является элементом обряда и не может существовать отдельно от него, так как представляет собой, по сути, мантру – сочетание звуков, призванное достичь определенного результата.